Версия сайта для слабовидящих Версия сайта для слабовидящих
+7 (395) 48 44 2- 20

Общая сумма:
0 руб.

Оформить заказ

Добавлено в корзину

        Коноваловская  средняя  школа

 

 

 

 

                Береги книгу

  

                 Библиотечный  урок

                     ( 5 – 7 классы)

 

 

 

 

Библиотекарь: Липатова Лариса Анатольевна

                    Коновалово 2013г.

 

 

 

 

 

ЦЕЛЬ:Научить детей правильному и бережному обращению с книгой в школе, дома, в библиотеке, а также дать учащимся первоначальное представление о гигиене чтения.

Оборудование:

  1. У каждого учащегося на парте книга.
  2.  Книжные закладки
  3. Два плаката (Советы начинающему читателю и Книжкины жалобы)

                         ХОД УРОКА

Библиотекарь: Вы, ребята, еще только начинающие читатели, вами пройдена только одна ступенька в познании искусства чтения, вы пока что научились только складывать буквы в слова, а слова в предложения. День за днем вы будете учиться читать. Но даже великие люди признавались, что учились искусству чтения всю жизнь.

Теперь книга станет вашим постоянным спутником. Она откроет вам удивительный мир, расскажет много интересных и поучительных историй, познакомит с замечательными героями. Она станет вашим другом и верным помощником.

 

Дети читают стихи о книге.

  1. У тебя друзей немало,

И живут они вокруг.

Но из всех друзей хороших

Книга самый лучший друг!

  1. Книга друг твой и товарищ

Мы берем ее везде.

Ведь она тебе поможет

И в учебе и труде

    3. Кто с книгой по свету шагает,

        Кто с нею умеет дружить,

        Тому эта книга везде помогает

         Учиться, работать и жить.

  1. Книга – радостная ноша,

В путь ее с собой берешь,

Сколько книг прочтешь хороших –

Столько ты друзей найдешь!

  1. Девчонки и мальчишки!

Всегда читайте книжки!

Всегда любите книжки!

Девчонки и мальчишки!

Библиотекарь: И уж если книга стала вашим другом и верным помощником, то очень важно с самого начала усвоить основные правила обращения с книгой.

Прежде всего, нужно научиться сидеть во время чтения. Итак, сядьте правильно, откройте книгу, проверьте, хорошо ли освещена страница и только после этого можно приступать к чтению. Неправильная поза при чтении, плохое освещение может привести к тому, что вы станете кривобокими слепыми.

Зачитывается плакат «Советы начинающему читателю»:

Прочти и запомни!

  1. Прежде, чем начнешь читать, сядь правильно!
  2. 2.        Сделай так, чтобы книга была хорошо освещена!
  3. 3.        Не читай во время еды, лежа, в темноте!
  4. 4.        При чтении не спеши! Читай спокойно, внимательно!

Библиотекарь: Очень вредно читать лежа. Вредно и для книги и для глаз читателя. Еще вреднее (и опасно!) читать книгу, идя по улице. Даже самые интересные книги лучше всего читать в помещении. Сидя за столом. При этом класть книгу не прямо на стол, а желательно на специальную наклонную подставку. Таким образом, и глаза меньше утомляются, и лучше воспринимается текст.

Свет на книгу должен падать с левой стороны и чуть-чуть сзади. Страницы книги должны быть ровно освещены: без теней и «зайчиков».

А сейчас мы с вами проведем такой эксперимент.

Проверяется умение перелистывать страницы.

На стол кладется книга. Ребята выходят по очереди и листают ее. Библиотекарь делает вывод и затем объясняет, как правильно перелистывать страницы книги: Лучше всего это делать, слегка касаясь верхнего наружного правого края листа.

Предложить ребятам потренироваться. Можно продемонстрировать, как обычно ребята листают страницы, слюнявя палец и нажимая им на правый нижний угол.

Это портит книгу. Иногда угол просто отваливается. Кроме того, при таком пользовании книгой микробы, грязь попадают в рот. А это значит, что вред наносится не только книге, но и себе. Очень важно читая, не только беречь свое здоровье, но и охранять «здоровье» книги.

Книги – как люди: рождаются, живут, стареют. Как люди могут болеть. А, заболев, нуждаются в лечении. Для больных людей есть поликлиники, больницы, санатории. Для больных книг тоже есть специальные лечебницы. Только называются они по-другому: переплетными и реставрационными мастерскими. В них больные книги лечат. И лечат по-разному. Одним оказывают «амбулаторную» помощь, других кладут в «больницу», и даже оперируют. В особых случаях прибегают и к реанимации (оживлению) – дарят вторую жизнь.  Однако все врачи знают: любую болезнь легче предупредить, чем вылечить. И советуют беречь здоровье. В частности, избавляться от дурных привычек.

КНИЖКИНЫ ЖАЛОБЫ:

  1. Я – книга, я – товарищ твой,

Будь, школьник, бережным со мной.

Мой чистый вид всегда приятен –

Оберегай меня от пятен.

  1. привычку скверную оставь:

Листая, пальцы не слюнявь.

Мой переплет не выгибай,

Мой корешок не поломай.

  1. Ай! Супом ты меня закапал!

Ай! Уронил меня ты на пол!

  1. Не забывай меня в саду –

Вдруг дождь нагрянет на беду.

Меня в бумагу оберни,

Где взял меня – туда верни!

  1. Запомни – я твой лучший друг,

Но только не для грязных рук!

Библиотекарь: Давайте мы, прежде всего, запомним, что с книгами нельзя делать:

  1. 1.        Нельзя перегибать книги.
  2. 2.        Нельзя загибать книжные страницы.
  3. 3.        Нельзя закладывать в книги карандаши, ручки и другие толстые предметы.
  4. 4.        нельзя писать и рисовать в книгах.
  5. 5.        Нельзя брать книги грязными руками.
  6. 6.        Нельзя читать книги во время еды.
  7. 7.        Нельзя читать книги на солнце.

Книги боятся грязи и сырости, и солнечных лучей: портится бумага.

Еще книги боятся пыли и насекомых-точильщиков.

Книги любят бережное отношение. Очень любят чистоту.

КЛАСТЬ КНИГИ МОЖНО ТОЛЬКО НА ЧИСТЫЕ СТОЛЫ И ПАРТЫ.

Для дополнения:

Всем книгам нужен чистый комнатный воздух с температурой 18-20 градусов, при влажности 50-60 процентов. Очень жаркий и очень холодный воздух плохо действует на книги. Пыль, оседающая на книги, затрудняет их дыхание. Воздух не может проникнуть через слой пыли, бумага начинает задыхаться, потеть на запотевшие и не просыхающие места набрасываются болезнетворные микробы. И книги «зацветают» плесенью. Чтобы этого не случилось, 2-3 раза в год нужно удалять пыль с книг. И чаще проветривать комнату. Но книги боятся сквозняков. Лучше всего держать книги за стеклянными дверцами. И подальше от окон. От солнечных лучей листы книг становятся ломкими, цветные обложки выгорают.

Самые хорошие и интересные книги любят читать все ребята. А если такая книга попадает к неряхе, от нее ничего не останется: листочки рассыпятся, уголки отвалятся, странички станут лохматыми и грязными. Такую книгу не хочется брать в руки, да и прочитать ее тоже нельзя: там не хватает страницы, там самое интересное заляпано грязью.

ДЕМОНСТРИРУЕТСЯ    КНИГА.

Поглядите на эту искалеченную, страшную, изуродованную книгу. Кто уничтожил ее? Кто посмел так варварски издеваться над книгой? Наверное, это был человек, который не подумал о том, что в ней живет мудрость нескольких поколений. Возможно, это был человек, который не понял, сколько труда многих людей разных специальностей вложено в одну только книгу.

А СОХРАНИТЬ КНИГИ СОВСЕМ НЕ ТРУДНО. НАДО ИХ  ТОЛЬКО:

1.Не рвать.

2.Не пачкать.

3. Не разрисовывать.

       4. Не делать записей на полях.

       5. Не загибать страницы.

     6. Не бросать их, где попало.

Читается стихотворение С.Я.Маршака «Книжка про книжки».

В конце урока можно предложить учащимся:

1. Изготовить закладку.

2. Отремонтировать книгу.

ЛИБО ВСЕ ЭТО ЗАДАТЬ НА ДОМ.

Вывод: Мы сегодня с вами говорили о том, как правильно и бережно обращаться с книгой. Давайте повторим то, о чем говорили. Кто больше назовет правил бережного обращения с книгой и гигиены чтения?

Я надеюсь, что вы усвоили все эти правила и будете их выполнять. А на память об этом уроке примите вот эти красивые закладки.