Версия сайта для слабовидящих Версия сайта для слабовидящих
+7 (395) 48 44 2- 20

Общая сумма:
0 руб.

Оформить заказ

Добавлено в корзину

Моя профессия-библиотекарь

          «Лучший библиотекарь – 2012 года»

                                                  МБОУ Коноваловская  средняя

                                                  общеобразовательная школа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Моя профессия –

    школьный библиотекарь

                            (рассказ-эссе)

 

 

 

 

                                                      

 

 

 

 

 

                                                        

 

 

 

 

                                                         Библиотекарь:

                                                         Липатова Лариса

                                                         Анатольевна

Самое большое благо, которое дала мне школа – это то, что меня научили читать. Читать учат всех, но только для немногих чтение становится чем-то особенным. Так случилось и со мной, потому что после того, как я научилась  читать, жизнь моя изменилась, и изменилась в лучшую сторону. Людей читающих – единицы. Для нечитающих людей чтение – это адский труд, которого они боятся и поэтому избегают. И самое главное, не понимают, как они обедняют свою жизнь, не читая! А для меня чтение – это наслаждение, удовольствие, счастье, в конце концов. Я читаю, и мне открывается богатый, красочный, полный тайн, загадок и приключений, мир. Мир добра и зла, мир любви и ненависти, мир, в котором и я существую, пока читаю эту книгу. Я сродняюсь с ее героями, вместе с ними проживая их жизнь. Кого-то из них любишь, кого-то ненавидишь, но жалко расставаться с ними, когда книга прочитана. И я с ними не расстаюсь, с литературными героями, которые для меня «живее всех живых». Я возвращаюсь к ним постоянно, вновь и вновь перечитывая любимые страницы. Как только я научилась читать, я читала «запоем». Родители с трудом отрывали меня от книги, когда нужно было что-то сделать по дому и по хозяйству. Я быстро выполняла возложенную на меня работу и снова спешила вернуться к прерванному чтению. Я глотала книжки одну за другой, поэтому походы в сельскую библиотеку были регулярными. Расположена она была очень удобно – в клубе. Каждый вечер мама выдавала мне по пятаку, и я шла в кино. А перед началом сеанса я заходила в библиотеку и затаривалась очередной порцией книжек.

 Когда Карлу Марксу задали вопрос: «Ваше любимое занятие?», он ответил: «Рыться в книгах». Рыться в книгах обожала и я. Выбирала книги больше по своему вкусу, иногда по совету учителей, друзей и одноклассников. Прочитывала все по школьной программе. Библиотека в моей жизни была всегда. А вот библиотекаря не было. Не было этого человека, который бы так же как я любил читать, который мог бы руководить моим чтением, который мог бы рекомендовать мне ту или иную книгу, и с которым потом можно было бы поделиться своими впечатлениями о ней. Не было человека, к которому можно было бы идти без страха и стеснения, который бы тебя понимал, относился бы к тебе мягко и доброжелательно. Не случился он в моей жизни. К моему большому сожалению. А так хотелось, чтобы он был.

 О профессии библиотекаря не только не мечтала, но даже в мыслях ничего подобного не было. Все вышло совершенно случайно. В августе 1985 года мне предложили работу в школе: библиотекарем. Я согласилась, и работаю по сей день. В 1987 году я поступила в Иркутское культпросветучилище на библиотечное отделение, заочно. В 1989 году его окончила. Но учеба учебой, а все премудрости библиотечной работы все равно пришлось постигать самой. Хорошим подспорьем был «Справочник библиотекаря», а также очень пригодились советы сельского библиотекаря.

 О профессии библиотекаря часто приходится слышать сказанные с пренебрежением слова: «Тоже мне работа, сиди да книжки выдавай». Людям вообще свойственно судить необъективно. Тем более о вещах, о которых очень мало знают, и в которых совершенно не разбираются. Такое отношение удручает, потому что оно поверхностно и несправедливо. Мой рабочий день заканчивается в 18.00. Я прихожу домой и чувствую себя, как выжатый лимон, даже шевелиться не хочется. Моя мама в свое время пеняла мне на то, что я в выходные дни сижу дома, не хожу ни в клуб, ни к кому-нибудь в гости. В ответ я объясняла ей, что мне просто необходимо отдыхать, восстанавливать свои силы и энергию, которые мне будут нужны в течение всей рабочей недели. Ведь даже если работать по принципу – сиди да книжки выдавай, то и в этом случае устаешь ни чуть не меньше, чем, если бы проводил различные мероприятия, библиотечные уроки, кружки, викторины, конкурсы и вечера. Столько людей проходит через библиотекаря за один день! И каждому нужно уделить внимание – что-то найти, что-то посоветовать, что-то выслушать, потому что, например, в мою библиотеку приходят не только за книгами, но и за добрым словом, за улыбкой, за хорошим настроением, за житейским советом. Я уже давным-давно исполняю роль психолога в нашей школе: дети рассказывают мне обо всех своих проблемах, о хорошем и о плохом, о своих симпатиях и антипатиях, словом, со мной они делятся такими вещами, которых не доверят своим родителям и тем более учителям. Иногда свои просьбы они излагают в письменной форме. Приведу один пример. Девочка пишет: «Лариса Анатольевна! Прочтите, пожалуйста! Может, поймете хоть Вы меня. Лариса Анатольевна, как там говорят, прокритикуйте историю. Посоветуйте что-нибудь. Я знаю, что не на что надеяться, но все-таки…» И я слушаю их, даю советы, рассказываю что-нибудь из своего собственного опыта, в общем, делаю все возможное, чтобы успокоить ребенка, восстановить его душевное равновесие. И если кто-то думает, что все это очень просто, тот глубоко ошибается.

 Я стараюсь быть для них таким библиотекарем, какого хотела, но так и не встретила во времена моего детства. И когда получаешь от детей такие письма, как это: «Лариса Анатольевна! Вы много отдаете работе, но взамен не получаете ничего! На свете много людей плохих и хороших, а таких, как Вы, - одна. Я желаю Вам, чтобы  все Ваши мечты сбылись», - или такое: «Лариса Анатольевна, Вы самый классный библиотекарь в мире», - естественно, приятно до слез.

 В своей работе я всегда стараюсь по возможности более полно удовлетворять запросы читателей, использовать самые разнообразные формы индивидуальной и массовой работы с читателями. Это и литературные викторины, и конкурсы чтецов, КВНы, книжные турниры, конкурсы рисунков, громкие чтения, литературные вечера, читательские конференции, книжные аукционы, защиты читательских формуляров, «Поле чудес», «Счастливый случай», «О, счастливчик!», литературные игры, конкурсы, игровые программы, библиотечные уроки, книжные выставки, кружки. Мною оказывается помощь в подготовке всех школьных и районных мероприятий: смотров художественной самодеятельности, вечеров отдыха, тематических вечеров, родительских собраний, педчтений, классных часов. Не говоря уже о работе по формированию библиотечного фонда, которая включает в себя множество различных операций.

 Я считаю, что главное для библиотекаря – это работа с каждым читателем. Мне очень нравится где-то слышанная или прочитанная мною фраза: «Душ человеческих добрые лекари»… Как это точно сказано, как емко, как масштабно! Настоящий библиотекарь никогда не упустит самое главное – душу маленького человека. И это просто необходимо – учить детей чувствовать, сопереживать, сострадать, учить чуткому отношению к окружающему миру. Только библиотекарь и книга могут научить ребят жить с открытой душой и всем своим сердцем воспринимать мир. А чтобы этому учить, библиотекарь должен любить детей, понимать их проблемы и их внутренний мир. Он должен быть и педагогом и психологом, найти подход к каждому ребенку. Очень важно отвлечь детей от всего негативного, опасного, помочь им умно и интересно проводить свободное время.

 Академик Д.С.Лихачев так написал о библиотекарях: «Вы главные лица в государстве, потому что от Вас зависит образование страны, ее культура. Без общей культуры не может быть подъема нравственности. Без нравственности не действуют никакие экономические законы. Чтобы стране не пропасть, ей нужны, прежде всего, Вы – библиотекари». Ведь от того, как мы воспитаем наших детей сегодня, зависит будущее нашей страны. Поэтому одна из основных задач школьной библиотеки, а значит, и библиотекаря – помочь ребенку в его духовном и интеллектуальном развитии. Школьная библиотека – это место, где должно быть тепло и уютно, где поощряется детское творчество, где воспитывается человечность и доброе отношение к людям.