Версия сайта для слабовидящих Версия сайта для слабовидящих
+7 (395) 48 44 2- 20

Общая сумма:
0 руб.

Оформить заказ

Добавлено в корзину

Творческая работа

                                                    Министерство образования Иркутской области

МКУ УО Балаганского района

МБОУ Коноваловская средняя общеобразовательная школа

 

                   «Лучший библиотекарь – 2012 года»

 

 

 

             Творческая работа

Школьная библиотека в пространстве современного социума

 

 

 

 

 

 

                                                                          Библиотекарь:

                                                                           Липатова Лариса Анатольевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                          Величайшее сокровище –

                                                                           хорошая библиотека.

                                                                                           В.Г.Белинский                                                                                                                                                       

Скука, состояние пустоты, «незаполненности» жизненно-смыслового пространства – так сейчас можно охарактеризовать современную ситуацию среди детей и подростков. Поэтому сегодня стоит воспитательно-педагогическая задача – научить детей использовать книгу не только как один из информационных источников, но, прежде всего, как «строительный материал» для взращивания души. Поэтому школьная библиотека – это место, где тепло и уютно, где поощряется детское творчество, где  воспитывается человечность и доброе отношение к людям.

«Одна из самых важных проблем педагогики современной школы – дать ученику жизнь в мире книг. Я вижу воспитательную задачу исключительной важности в том, чтобы чтение стало самой сильной, неодолимой духовной страстью каждого ребенка, чтобы в книге человек на всю жизнь нашел привлекательное и роскошное с мыслью, красотой, величием человеческого духа, неисчерпаемым источником знаний. Это одна из элементарных закономерностей воспитания: если человек не нашел в школе мира книг, если этот мир, не открыл перед ним интеллектуальных радостей бытия, школа ничего ему не дала, и он ушел в жизнь с пустой душой. Этому надо учить, учить и учить – приобщению к радостям  жизни в мире книг», - сказал В.А.Сухомлинский.

В библиотеке не просто читаешь – живешь в мире книг, они захватывают, они не так безмолвны. Там прекрасно все, особенно тишины. Нигде нет такого рода тишины, как в библиотеке, - с шорохом перелистываемых страниц, с тихим разговором на выдаче. В библиотеке живая тишина. От нее не покой, а легкое возбуждение, торжественный лад.

«Что за наслаждение находиться в хорошей библиотеке. Смотреть на книги – и то уже счастье. Перед вами мир, достойный богов…»

 

 

 

Цели и задачи:

Основные задачи работы библиотеки остаются следующие:

А) работу библиотеки направлять в помощь учебному процессу

Б) формирование у школьников информационной культуры и культуры чтения

В) повышение качества библиотечных услуг

Г) формирование интереса к книге

Д) вырабатывать у учащихся стремление постоянно посещать библиотеку.

 

                     Работа с фондом

На 1 июня 2012 года библиотечный фонд составляет 9410 экземпляров. Объем фонда учебной литературы -1661, методической -2764, художественной -4765, справочной -85.

Количество читателей на конец года -119. Количество посещений за прошедший год -1335, книговыдача составила-2357. Выдано справок по различным вопросам 193, оформлено выставок -24, проведено 4 библиотечных урока и 15 массовых мероприятий.

Посещаемость, среднее число посещений на одного человека составила 11,2. Обращаемость книжного фонда -0,2, читаемость -19,8, книгообеспеченность -79, обеспеченность учебниками составила 18,87.

Объем средств, выделенных на подписку – 8000 рублей, выписано 12 наименований. Приобретено за счет арендной платы 15 учебников на сумму 1286,30 рублей и 58 экземпляров художественной литературы на сумму 2110,50 рублей.

В течение года велась работа по формированию библиотечного фонда: изъятие и списание ветхой и устаревшей литературы, проверка учебного фонда, покупка учебников, мелкий ремонт. Составлялись заявки на недостающие учебники.

 

     Библиотечно-информационное обслуживание

 Проведено 4 библиотечных урока. Знакомство с библиотекой для первоклассников состоялось 19 сентября. Была проведена экскурсия по библиотеке, первоклассники были ознакомлены с правилами пользования библиотекой и с правилами поведения в библиотеке. «Наши друзья – книжки» - так назывался следующий урок, проведенный для первоклассников. Тема третьего урока – «Что такое библиотека?». Урок проходил в библиотеке. Четвертый библиотечный урок был проведен в 4 классе, он назывался «Наши любимые сказки». Дети на уроках проявляют активность, любознательность. После уроков охотнее посещают библиотеку.

       Индивидуальная работа  с читателями

При записи в библиотеку я знакомлю читателей с правилами пользования библиотекой, с правилами поведения в библиотеке. В ходе бесед о прочитанных книгах учитываю интересы и возрастные особенности читателей. Использую при этом и свою личную библиотеку. Делюсь с читателями личными впечатлениями. Из этих бесед  узнаю мнение читателей о произведении, была ли понята ими прочитанная книга,  После прочтения книг дети делились со мной своими впечатлениями: что понравилось, а что не очень.

 

              Массовая работа  с читателями

 В своей работе я ориентируюсь  на юбилеи и памятные даты очередного года, стараюсь сочетать прозу и поэзию, использовать музыку и изобразительные средства.

Нашему «Сундучку» в этом году исполняется 6 лет. Журнал выходит раз в месяц. На первой странице мы поздравляем всех детей нашей школы, кто родился в данном конкретном месяце. Желаем им здоровья, успехов, удач и много-много радости. На следующей странице мы печатаем дни рождения известных писателей, поэтов, художников, композиторов, артистов, всех, кто в этом месяце отмечает свой юбилей. Рубрика «Я к вам пишу» по-прежнему привлекает к себе внимание. Почтовый ящик, висящий в библиотеке, доверху наполняется письмами, которые мы потом размещаем в этой рубрике. Пишут все желающие, и «Сундучок» потом ждут с нетерпением, а когда выходит свежий номер, ищут свое письмо, радуются, показывают всем, и довольные сообщают: «Это я написал!» Сохранилась у нас рубрика «Творчество читателей». Здесь мы размещаем стихи, которые пишут нам ученицы 7 класса Бичевина Валя и Замащикова Саша и рассказы, которые поставляет нам ученица 9 класса Степанова Вика. Рубрику «Смейтесь на здоровье. Копилка Ларисы Анатольевны» больше любят читать взрослые: учителя, техперсонал, родители. «Копилка» по-прежнему содержит крылатые фразы детей, уморительные диалоги и тексты школьных сочинений. В рубрике «Узнай, кто это!» мы по-прежнему печатаем фотографии, но уже фотографии писателей, и дети должны узнать, что это за писатель. Читателям уже гораздо труднее справиться с этим заданием, но все-таки в большинстве случаев они справляются.

 Стенды «Зиновий Гердт», «Алла Демидова», «Евгений Евстигнеев» были оформлены к юбилеям любимых артистов. 25 октября проведен «Книжный аукцион», в нем приняли участие 15 читателей. Сладкие призы получали все, кто отвечал на вопросы. Урок чтения прошел 24 ноября. Для учащихся 5,6 класса было подготовлено и проведено мероприятие «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». Мероприятие включало в себя и игры, и викторины, и стихи, и инсценировки. Стихи  и инсценировки приготовили девочки 7 класса. В этот же день вечером в библиотеке была проведена викторина «Внимательный читатель» по книге А.Толстого «Золотой ключик». Громкое чтение и обсуждение рассказов Н.Сладкова «Суд над декабрем» и Г.Скребицкого «Пушок» прошло в библиотеке 5 декабря. Участниками были первоклассники. Литературная игра «Соревнование всезнаек» собрала детей в библиотеке 8 декабря. Выставка рисунков «Мы любим Винни-Пуха» состоялась 13 января. Художниками были дети из 4, 5, 6,7 классов. 26 января состоялась литературная игра-викторина «День детской книжки». Дети продемонстрировали свои знания о книге, истории ее создания, о писателях, о библиотеке. В районном конкурсе «Я прочел, прочтите Вы» приняла участие ученица 9 класса нашей школы Степанова Виктория. В конкурсе «Классное чтение: избранное» приняли участие все учащиеся 1-4 классов. Лучшие работы были отправлены на районный конкурс. На третий муниципальный конкурс «Мое слово о Вампилове» я отправила свои работы: методическую разработку «Вспоминая Александра Вампилова» и стихотворение «Памяти Вампилова».

 В районном конкурсе «Лучший читатель 2012 года» честь нашей школы защищала ученица 7 класса Замащикова Саша. Весь март мы готовились к этому конкурсу, и в результате заняли первое место. По случаю нашей победы нами было устроено чаепитие. Саше был вручен подарок лично от меня. Для первого класса 16 апреля было проведено мероприятие «Сказочная контрольная». Выставка рисунков к сказкам А.С.Пушкина была оформлена в библиотеке 21 мая. Все перечисленные в отчете мероприятия имели успех у детей, они принимали активное участие в них.

Раз в неделю провожу мероприятие для «площадников».  Литературная игра «В мире сказок» проведена 7 июня. Викторина «Что растет на грядке?» 14 июня. И 22 июня «Литературные игры». Активность и желание заработать как можно больше жетонов, просто зашкаливали.

 В этом году мною велись кружки: «Светлячок» для учащихся 4,7 классов и «Аленушка» для учащихся 1 класса. «Светлячки» занимались самыми разнообразными делами: учили стихи, разыгрывали сценки, рисовали, занимались литературным творчеством (сами писали стихи, рассказы), играли в различные игры, оживляли картины и даже снимали мультфильмы – «Кошкин дом» и «Муха-Цокотуха». С первоклассниками мы читали и обсуждали разные произведения: А.Усачев «Жили-были ежики», Э.Успенский «Дядя Федор, пес и кот», Г.Скребицкий «Кот Иваныч», С.Козлов «Ежик в тумане». Прочитаны были итальянская сказка «Похлебка из камней», русские народные сказки «Пых», «Жихарка», «Морозко». Не только читали, но и рисовали сказку А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». В конце года были проведены 2 викторины: «Что за прелесть эти сказки!» и «Бабушкины сказки» и библиотечный урок «Структура книги». Целью занятий с первоклассниками было привитие любви к книге, к чтению, вырабатывание усидчивости и внимательности. Все дети с удовольствием посещали кружок, который проводился в понедельник пятым уроком.

 

                 Книжные выставки

Каждая выставка тщательно продумывалась. В оформлении использую портреты, фотографии, газетные статьи, красочные заголовки.  Все выставки привлекали внимание читателей, каждый находил что-то нужное для себя. Учебный год открыла книжная выставка «Королева детектива», оформленная к юбилею английской писательницы Агаты Кристи. 27 сентября  Герберту Уэллсу исполнилось145 лет, этому событию и была посвящена книжная выставка.  1 октября вниманию учащихся была предложена выставка «Сергей Аксаков». Традиционными стали книжные выставки «В помощь учителю», «Для вас, старшеклассники» и «Готовимся к Новому году». Вниманию учителей, учеников предлагаются, как вновь поступившие книги, так и книги, про которые немножко забыли. К 190-летию Ф.М.Достоевского оформлена выставка «Писатель-реалист». 17 октября вниманию всех посетителей библиотеки была предложена выставка «Эти книги нам подарили». Выставка была необычна тем, что на ней были выставлены книги, которые подарила нашей библиотеке Коковина Мария Михайловна. К Международному дню животных  была оформлена выставка «Братья наши меньшие». К 300-летию М.В.Ломоносова оформлена выставка «Служил Отечеству».  В декабре к юбилеям были оформлены следующие выставки: «Академик Лихачев» и «Я лиру посвятил народу своему»(Некрасов Н.А.).  Книжная выставка «Земли родной минувшая судьба» была посвящена истории Иркутской области. И к 75-летию Иркутской области в апреле была оформлена выставка «Наша область - наша гордость». Мини-выставка «Валентин Катаев» была представлена вниманию читателей 27 января. В феврале работали две выставки: «Чарльз Диккенс» 9 февраля, и 23 февраля – «Непобедимая и легендарная». К весеннему празднику 8 марта на выставке было все для женщин и девочек: книги по кулинарии, рукоделию, косметологии, полезные советы, а называлась она «Ваше величество, женщина!» Сборники стихотворений были представлены на выставке «Страна Поэзия». В марте были оформлены следующие выставки: к 75-летию Валентина Распутина, к 130-летию К.И.Чуковского и выставка «Смейтесь на здоровье». «Великий Леонардо» - так называлась выставка к 560-летнему юбилею Леонардо да Винчи.  «Земля у нас только одна» - название выставки экологической направленности. 9 мая – великий праздник. Этому празднику была посвящена выставка «День Победы». Выставка, посвященная юбилею К.Паустовского, состояла из книг и фотографий писателя.  Оформляя каждую новую выставку, хочется, чтобы она привлекала читателей, была яркой, красочной и при этом «работала», а не пылилась.

 

                         Неделя детской книги

Неделя детской книги прошла с 2 по 6 апреля. Маленькие дети очень любят рисовать, поэтому 2 апреля в библиотеке была оформлена выставка рисунков «Мы - иллюстраторы». Иллюстраторы потому что рисовали иллюстрации к любимым книжкам. На следующий день, 3 апреля прошла литературная игра, посвященная жизни и творчеству А.С.Пушкина. Победителем стала Замащикова Саша, ученица 7 класса. 5 апреля проведен «Литературный конкурс». Приняли участие в этом  мероприятии ученики 4, 5, 6, 7 классов. И заключительным мероприятием Недели стал «Книжный аукцион». Вопросы были очень сложные, но на многие из них все-таки были даны ответы.  На всех мероприятиях дети показали себя активными, любознательными, знающими.

 

                 Работа с педколлективом

По мере поступления проводится информирование учителей о вновь поступившей учебной литературе, оказывается помощь в подготовке уроков, докладов, различных классных и общешкольных мероприятий.                  

 

 

               Профессиональное развитие

Принимаю участие  в районных семинарах школьных библиотекарей.  В своей работе использую журналы «Досуг в школе»,  «Школьные игры и конкурсы», «Последний звонок», «Читаем. Учимся. Играем». Покупаю книги с интересными разработками различных мероприятий.  Тема самообразования – «Организация книжных выставок». Прохожу дистанционные курсы в педагогическом университете «Первое сентября» по теме «Библиотечное обслуживание в школьной библиотеке: специфика форм и методов».

 

                                                                

От того, каковы наши дети сегодня, зависит, каким будет общество завтра. Основная задача дополнительного образования – помочь растущему человеку, способствовать его духовному и интеллектуальному развитию.

При этом более высоких результатов можно добиться только в том случае, если уметь организовать неформальное общение с ребятами.

 У детей и подростков велика жажда общения, особенно со сверстниками. Но она часто приводит к случайным знакомствам, неблагоприятным влияниям. Остро встает вопрос организации досуга детей. Необходимо отвлечь их внимание от всего негативного, опасного, помочь им умно и интересно проводить свободное время.

 Школьная библиотека должна способствовать всестороннему развитию и воспитанию ребят.

 И в школе, и дома ребята получают немало информации, а значит, и разносторонние знания по многочисленным вопросам и проблемам жизни. Именно поэтому велика роль библиотеки как центра общения. Именно здесь ребята имеют возможность свободно и непринужденно обсуждать актуальные жизненные вопросы и всевозможные проблемы, волнующие лично их. Ребятам интересно знать мнение своих сверстников по многим вопросам, отсюда и заинтересованность в общении друг с другом.

 Часто негативная домашняя обстановка не дает ребенку элементарной возможности отдохнуть, поэтому так важна организация хорошего отдыха учащихся. Для некоторых из них это единственный источник приобщения к культуре и творчеству, возможность почувствовать себя на равных с другими людьми.

 У многих детей появляется потребность в творчестве, в постоянном развитии своих творческих задатков.

Вся работа нашей библиотеки проводится с целью приобщения учащихся к литературе, вовлечения в творческую среду, развития культуры чтения, с целью изучения творчества писателей, поэтов, художников, композиторов.

 

 

                                      Цели и задачи:

  1. Расширение  и углубление знаний учащихся, полученные на уроках литературы
  2. Развитие интереса к литературе
  3. Расширение кругозора учащихся
  4. Развитие инициативы и творчества
  5. Организация культурного отдыха и развлечений

 

Моя задача, как руководителя кружка, - помочь каждому ребенку найти в нем достойное и прочное место. Личный пример руководителя является немаловажным воспитательным фактором, поэтому я стараюсь внимательно относиться к их нуждам, запросам, интересам и проблемам.

 Внимание аудитории должно быть постоянно занято. Для этого необходимо вовлекать ее в разнообразную деятельность. Так появляется интерес, пропадает утомляемость, потому что происходит смена эмоционального состояния.

 Для успешного решения воспитательных задач я стараюсь хорошо изучить реальные интересы детей, поощрять все позитивное и вытеснять негативное. Работа с членами клуба начинается с изучения их интересов и запросов (с помощью тестов, анкетирования, индивидуальных собеседований). Обязательно уделяется внимание вопросам типа «Интересно ли ты живешь?», «Твое свободное время», «Хочу и надо» и т.д.

В основе клубной работы лежит стремление человека к общению. Создавая условия для общения, я выбираю такую форму работы, которая будет интересна для всех.

 Познавательная деятельность осуществляется как при передаче учащимся знаний, так  и путем самообразования членов клуба. При этом дети не только получают знания, но и приобретают умения, необходимые для общественной деятельности, расширяют свой кругозор. Материал, который я предлагаю членам клуба, непохож на тот, который они слышат на уроках. Темы занятий у нас самые разнообразные.

 Актуальные темы и интересные занятия развивают активность ребят.

Дети  и подростки всегда стремятся к игре. Она предоставляет им возможность для самовыражения и самоутверждения, дает эмоциональную разрядку. Успех в игре придает уверенности в своих силах – у победителей поднимается настроение. Но и неудачи тоже не страшны – это всего лишь игра, но ребенок приобретает новые знания и умения (которые преподносятся в занимательной, ненавязчивой форме), демонстрирует свою ловкость, находчивость, эрудицию. Оказавшись не хуже других, он испытывает удовлетворение. И игроки, и болельщики выплескивают свои эмоции, нервная система получает разрядку. Игра делает активными и разговорчивыми даже малообщительных ребят. В игровых ситуациях воспитываются моральная ответственность, чувство взаимопомощи и сопереживания. Игра учит ребят принимать решения и нести за них ответственность, делает отдых не только интересным, но и полезным, дает разрядку организму, воспитывает важные нравственные качества.

Различные литературные игры,  «Счастливый случай», «Поле чудес», «Перевертыши», «Путешествие в сказку», «Что? Где? Когда?», «Слабое звено», «В гостях у сказки», познавательные игры, игры-викторины – все это пользуется большой популярностью у детей.

Хороша и общая песня. Это своеобразная коллективная задушевная беседа под музыку. Во время наших клубных встреч песня никого не оставляет равнодушным. Для дружного пения у нас имеются распечатки текстов песен, а также есть и  песенники.

  Очень полезны для ребят встречи с интересными людьми, жизнь, работа и творчество которых являются положительным нравственным примером. Встречались и мы с такими людьми. МартыненкоВ.Д., учитель русского языка нашей школы, человек творческий, пишущий повести и рассказы, которые публиковались в таких журналах, как «Первоцвет» и «Сибирь». На одном из наших занятий она познакомила  ребят со своими новыми работами. Белка Г.Н. очень интересно рассказывала девочкам о прошлой жизни, о своем детстве, о старом Коновалово. Девочки записали в свои тетради ее рассказ.

 Проводятся нами просмотры кинофильмов с последующим их обсуждением. Лучшие фильмы отечественной и зарубежной классики, такие, как «Свадьба», поставленный по одноименной пьесе А.П.Чехова, «Принцесса на горошине», «Королевство кривых зеркал», «Руслан и Людмила», фильм «Цирк» с Чарли Чаплиным в главной роли, чехословацкий фильм-сказка «Три орешка для Золушки», мультфильм по повести Ю.Коваля «Приключения Васи Куролесова». Несколько занятий было посвящено просмотру художественных фильмов творческого объединения «ЛОРА»: «В царстве Берендея», «Мальчишка с планеты Марс», «Трагедия  в усадьбе Мэрсдон», «Оранжевая сказка». После просмотра члены клуба делятся своими впечатлениями от  увиденных кинофильмов.

 Ребята этого возраста любят узнавать что-то новое. Они получают такую возможность, готовясь к тематическим встречам, беседам и обсуждениям. Если все это происходит в коллективе, где царит атмосфера товарищества, где один за всех и все за одного, где каждый переживает не только за свой успех, но и за результаты общего дела, то можно с уверенностью сказать, что в таком объединении воспитывается нравственная личность.

  В клубе проводились диспуты на самые разные темы: «О красоте человека», «У меня такой характер», «В жизни всегда есть место подвигам», «Верно ли, что мечта – парус жизни?», «Любовью дорожить умейте», «Патриотизм: знак вопроса», «Что такое счастье?».

Обсуждая волнующие вопросы, члены клуба высказывают свою точку зрения, определяют свое отношение к тому или иному явлению жизни. У них появляется необходимость определить свою позицию и отстоять ее. Самая ответственная роль принадлежит здесь организатору дискуссии, то есть руководителю, его умению направить разговор в нужное русло, подкорректировать и сделать нужные выводы.

 На своих занятиях мы знакомились с творчеством писателей Ю.Коваля, К.Паустовского, Э.Успенского, Д.Хармса, А.П.Чехова, А.Аверченко, М.М.Зощенко, В.Драгунского. Читали их произведения, а после прочтения устраивали обсуждение. Проводились викторины по творчеству писателей и поэтов.

 Художественно-творческая деятельность очень значима для ребят. Меняется их внутренний мир. Они не только познают прекрасное, но и сами создают его, получая при этом эмоциональный заряд.

 Занимались девочки и творчеством: сочиняли сказки, стихи, стихотворения в прозе. Для развития литературно-творческого воображения девочкам даются такие темы:  «Я - волшебница», «Я жила в эпоху динозавров», «Машина времени», «Моя  родина – Марс»,  «Мое подводное царство», «Как я стал маленьким». Одно из  занятий  посвящено описаниям и характеристикам. Девочкам предлагаются портреты людей, и они должны  описать изображенного на портрете человека, дать ему характеристику. Литературные фантазии на музыкальные темы - так называлось одно из занятий. Девочки слушали музыку Э.Морриконе и затем описывали то,  что навеяла им эта мелодия. Или рисовали то, что увидели.

«Золотая осень», «Вечер в нашем селе», «Грибная пора», «Как я провел лето», «Вечерняя прогулка», «Мои достоинства и мои недостатки», «Что я люблю, а что ненавижу», «Чего мне не хватает для счастья» - все эти темы были освещены членами клуба в своих сочинениях. Девочки неплохо справлялись с поставленными перед ними задачами. Лучшие работы оформлялись сначала в виде стенгазеты, а затем отдельной книжечкой.  Неплохие способности проявляла Ермакова Вера. Также неплохие сочинения получались у Поповой Марины и Несмеяновой Марины. Не у всех все получалось, но, в общем, все занимались с удовольствием.

Осенью и зимой ребятам нравилось ходить на экскурсии.

 Члены клуба готовили и проводили громкие чтения, ремонты книг, поэтические гостиные, различные турниры, сказочные контрольные, чаепития, праздники «Осенние посиделки» и «День рождения Бабы Яги». Рисовали иллюстрации, портреты своих любимых литературных героев.

Творческие отчеты – залог успешной работы и развития. Очень важно для ребят, чтобы их высокие творческие результаты были оценены и взрослыми, и товарищами. Ежегодно в конце учебного года мы готовим такой творческий отчет.

Клубная работа позволяет развивать способности ребят в соответствии с их возможностями и интересами.

 Давая возможность для проявления инициативы, организуя общественно полезную деятельность ребят, клуб помогает развивать личность ребенка.

 Очень важно сориентировать ребят на позитивный нравственный идеал, помочь им разобраться в душевных и нравственных исканиях.